Главная » Статьи » Ремонт авто » ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Контроллер и датчики
Контроллер и датчики
Контроллер управляет исполнительными механизмами, такими как топливные форсунки, катушка зажигания, регулятор холостого хода, нагреватель датчиков кислорода, клапан продувки адсорбера и различными реле. Контроллер управляет включением и выключением главного реле, через которое напряжение питания от аккумуляторной батареи поступает на элементы системы (кроме электробензо- насоса, катушки зажигания, электровентилятора, блока управления и индикатора состояния иммобилизатора). Контроллер включает главное реле при включении зажигания. При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (завершение вычислений, установка регулятора холостого хода, управление электродвигателем вентилятора системы охлаждения двигателя). При включении зажигания контроллер, кроме выполнения упомянутых выше функций, обменивается информацией с иммобилизатором (если она установлена и функция иммобилизации включена, см. раздел 1.2). Если в результате обмена определяется, что доступ к автомобилю разрешен, то контроллер продолжает выполнение функций управления двигателем. В противном случае работа двигателя блокируется. Контроллер выполняет также функцию диагностики системы и двигателя. Он определяет наличие неисправностей эле- ментов системы, включает сигнализатор и сохраняет в своей памяти коды, обозначающие характер неисправности и помогающие механику осуществить ремонт. 
ВНИМАНИЕ. Контроллер является сложным электронным прибором, ремонт которого должен производиться только на заводеизготовителе. Во время эксплуатации и технического обслуживания автомобиля разборка кон- троллера запрещается. Несанкционированная модификация программного обеспечения контроллера может привести к ухудшению эксплутационных характеристик двигателя и даже к его поломке. При этом гарантийные обязательства за- вода-изготовителя автомобиля на техническое обслуживание и ремонт двигателя и си- стемы управления утрачиваются.


Контроллер подает на различные устройства сигналы напряжением 5 или 12 В. В некоторых случаях оно подается через резисторы контроллера, имеющие столь высокое номинальное сопротивление, что при включении в цепь контрольной лампочки она не загорается. В большинстве случаев обычный вольтметр с низким внутренним сопротивлением не дает точных показаний. Для контроля напряжения выходных сигналов контроллера необходим цифровой вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.
Память контроллера
Контроллер имеет три типа памяти: программируемое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) В ПЗУ хранится программа управления, которая содержит последовательность рабочих команд и калибровочную информацию. Калибровочная информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и т.п., которые в свою очередь зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, от передаточных отношений транс- миссии и других факторов. Эта память является энергонезависимой, т.е. ее содержимое сохраняется при отключении питания.
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ)
Оперативное запоминающее устройство используется микропроцессором для временного хранения измеряемых пара- метров, результатов вычислений, кодов неисправностей. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в ОЗУ данные или считывать их. Эта память является энергозависимой. При прекращении подачи питания (отключение аккумуляторной батареи или отсоединение от контроллера жгута проводов) содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются. Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ) ЭРПЗУ используется для хранения идентификаторов контроллера, двигателя и автомобиля, некоторых коэффициентов адаптации и иных служебных кодов.
Кроме того, в ЭРПЗУ записываются эксплутационные параметры:
общий пробег автомобиля, общий расход топлива, время работы двигателя, а также следующие нарушения режимов работы двигателя и автомобиля, указанные в Руководстве по эксплуатации автомобиля:
• время работы двигателя с перегревом;
• время работы двигателя на низкооктановом топливе;
• время работы двигателя с превышением максимально допустимых оборотов;
• время работы двигателя с пропусками воспламенения топливовоздушной смеси, о наличии которых водитель предупреждается миганием сигнализатра неисправностей;
• время работы двигателя с неисправностями, о наличии которых водитель предупреждается непрерывным включением сигнализатра неисправностей;
• время работы двигателя с неисправным датчиком детонации;
• время работы двигателя с неисправными датчиками кислорода;
• время движения автомобиля с превышением максимально разрешенной скорости в период «обкатки»;
• время движения автомобиля с неисправным датчиком скорости;
• количество отключений аккумуляторной батареи при включенном замке зажигания.
ВНИМАНИЕ.
Нарушение правил эксплуатации автомобиля лишает права на гарантийный ремонт двигателя и тех узлов и систем, поломка которых могла быть вызвана этими нарушениями.
ЭРПЗУ является энергонезависимой памятью и потому может хранить информацию при отсутствии питания контроллера.

Замена контроллера ВНИМАНИЕ. Для предотвращения повреждений контроллера при отсоединении провода от клеммы “минус” аккумуляторной батареи или жгута проводов от контроллера зажигание должно быть выключено.
Снятие контроллера
1. Выключить зажигание.
2. Отсоединить провод от клеммы “минус” аккумуляторной батареи.
3. Отвернув винты крепления и снять правый экран консоли панели приборов.
4. Отсоединить колодку жгута проводов.
5. Отвернув гайки болтов крепления к кронштейну, снять контроллер.
ВНИМАНИЕ. В случае неисправности контроллера для замены необходимо использовать “чистый” кон- троллер.
Установка контроллера на автомобилях
1. Подключить к контроллеру колодку жгута проводов и установить на кронштейн.
2. Установить экран консоли панели приборов на место.
3. Присоединить провод к клемме “минус” аккумуляторной батареи.
Проверка работоспособности контроллера
1. Включить зажигание.
2. Провести диагностику .
ВНИМАНИЕ.
Для проведения диагностики впервые после снятия питания (отсоединения аккумуляторной батареи) необходимо завести двигатель, затем заглушить его, выключив зажигание, и, выждав 10-15 секунд, подключить диагностический прибор DST-2М. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) Датчик температуры воздуха (ДТВ) В системе управления используется датчик массового расхода воздуха  термоанемометрического типа.
Он расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы . Сигнал ДМРВ представляет собой напряжение постоянно- го тока, величина которого зависит от количества и направления движения воздуха, проходящего через датчик.
При прямом потоке воздуха  напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне от 1 до 5 В. При обратном потоке воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне от 0 до 1 В. Диагностический прибор DST-2М считывает показания датчика как расход воздуха в килограммах в час. При возникновении неисправности цепи ДМРВ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. В этом случае контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки. Датчик массового расхода воздуха имеет встроенный датчик температуры воздуха. Чуствительным элементом является термистор (резистор, изменяющий сопротивление в зависимости от температуры), установленный в потоке воздуха .

Выходной сигнал, подключенного к контроллеру ДТВ, представляет собой напряжение постоянного тока в диа- пазоне от 0 до 5 В, величина которого зависит от температуры воздуха, проходящего через датчик. При возникновении неисправности цепи ДТВ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. В этом случае контроллер заменяет показания датчика фиксирован- ным значением температуры воздуха (33 О С).
Снятие ДМРВ
1. Выключить зажигание.
2. Отсоединить от датчика провода.
3. Отсоединить от датчика шланг впускной трубы.
4. Снять датчик, отвернув винты крепления датчика к воз- душному фильтру.
Установка ДМРВ
1. Установить на датчик уплотнительную втулку. Втулку одеть до упора.
2. Прикрепить датчик к воздушному фильтру двумя винта- ми, затягивая моментом
3...5 Н•м. 3. Присоединить к датчику шланг впускной трубы, закрепив его хомутом.
4. Присоединить к датчику колодку жгута проводов.
ВНИМАНИЕ. Отсутствие уплотнительной втулки может привести к нарушению работы двигателя. При работе с датчиком соблюдать осторожность. Не допускать попадания внутрь датчика посторонних предметов. Повреждение датчика приведет к нарушению нормальной работы системы управления двигателем. Запрещается вынимать чувствительный элемент из корпуса датчика, так как это приведет к изменению его характеристики.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) Датчик положения дроссельной заслонки установлен сбоку на дроссельном патрубке напротив рычага управления дроссельной заслонкой . ДПДЗ представляет собой резистор потенциометрического типа, один из выводов которого соединен с опорным напряжением (+5 В) контроллера, а второй с массой контроллера. Третий вывод, соединенный с подвижным контактом потенци- ометра, является выходом сигнала ДПДЗ.

  
Категория: ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ | Добавил: The^One (26.02.2017)
Просмотров: 294 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
▲ Вверх